Психология является динамично развивающейся наукой, — и относительно молодой. Тем не менее, авторитет психологов-ученых среди исследователей других научных направлений за последние сто лет стал достаточно прочным, чему немало поспособствовали объективные данные и разработки. Что же касается практической психологии, то точный возраст этой сферы деятельности определить очень сложно – поскольку всю свою сознательную жизнь люди пытались справляться со своими психическими состояниями и управлять ими так, чтобы эффективно решать свои задачи. И, соответственно, во все времена находились те, — в разные эпохи они назывались по-разному, — кто помогал это делать. Зачастую они занимались только этим и освобождались от других обязанностей.
Таким образом, уже поверхностный взгляд на соотношение практической и теоретической психологии – с точки зрения возраста этих сфер приложения человеческих сил – дает нам понимание того, насколько далеки друг от друга эти сферы. Разумеется, теоретическая психология опирается на данные практиков. И так же современные практические психологи пользуются результатами исследований ученых – но разрыв остается серьезным. Одним из последствий этого разрыва является то, что многие выпускники современных вузов, обучающиеся по психологическим специальностям, часто не представляют себе, насколько мало им дают теоретические знания — как практикам. И, кроме того, это создает у практиков, не имеющих высшего психологического образования, ложное представление о том, что им не нужна теоретическая подготовка. Чтобы преодолеть этот разрыв, на наш взгляд, нужно помогать и тем, и тем, чтобы каждый человек, способный реализовать себя как хороший психолог или исследователь, мог получить эту возможность.
Одним из вариантов решения этого вопроса является организация курсов переподготовки для практиков, не имеющих высшего психологического образования, и практических курсов для выпускников вузов.